Новости
вернуться к новостям
Айтишники – будущее08.05.2018
|
8 мая в московской Школе №285 имени В.А. Молодцова состоялся семинар для педагогов, посвященный профориентации школьников. Доклад «Айтишники – будущее» представила Виктория Бунчук, руководитель проектов фонда «Разумный интернет», выполняющего функции администратора домена .ДЕТИ.
В своем выступлении Виктория представила ряд экспертных данных, говорящих о том, что развитие информационных технологий, их применимость в нетипичных ранее направлениях и автоматизация большинства рутинных процессов сохранят IT-специалистов как одних из самых востребованных на рынке труда. При этом в России наблюдается дефицит высококвалифицированных айтишников.
«Согласно Фонду развития интернет-инициатив, доля IT-специалистов в нашей стране составляет 2,4% от всего занятого населения. Для сравнения, в США, Германии и Великобритании этот показатель равен 4,3%, - отметила Виктория. - Чтобы удовлетворить кадровый голод и достичь этой планки, среднему и высшему профессиональному образованию, начиная с 2018 года нужно набирать дополнительно не менее 40 тысяч человек каждый год при одновременном повышении качества обучения и целевого трудоустройства выпускников. А в ближайшие 10 лет нужно подготовить не менее 2 млн IT-специалистов, чтобы шагать в ногу со временем и быть на одном уровнем с развитыми в цифровом смысле государствами».
Быстрое развитие IT и проникновение цифровых технологий во всех сферы экономики и частной жизни, приводят к тому, что часть профессий устаревают, а на смену им приходят новые, которые полностью основаны на IT или используют новые технологии как часть методики. Так, в соответствии с последними тенденциями развития интернет-индустрии, в ближайшие несколько лет особенно будут востребованы профессии, связанные с технологией блокчейн, искусственным интеллектом, телемедициной, интернетом вещей, большими данными, виртуальной реальностью, робототехникой и проч.
Основные препятствия на пути подготовки качественных IT-специалистов: низкая цифровая грамотность и уровень знаний школьников о профессиональных аспектах информационных технологий; малое количество программ подготовки в рамках IT-специальностей: «…При этом учебные программы характеризуются инерционностью, преобладают традиционные формы обучения, – прокомментировала Виктория Бунчук. – Также являются барьером оторванность преподавателей от развития IT-отрасли и нерегулярное обновление учебных программ; выпускники не соответствуют инновационным задачам, требуется дополнительное обучение уже в рамках профессиональной деятельности, а иногда и полная переподготовка».
Одним из решений указанных проблем может стать повышение цифровой грамотности детей в рамках школьной и внеурочной деятельности. Помощником в этом станут проекты, разработанные ведущими IT-компаниями, среди таковых: интерактивный портал «Изучи интернет – управляй им»; платформы «Кодабра» и «Кодвардс», обучающие программированию, проекты BUDUGURU, Учеба.ру, «Фоксфорд» и др.
В финале доклада были представлены вдохновляющие примеры того, как современные школьники воплощают собственные гуманитарные идеи с помощью новых технологий. Например, юные техники из красноярского «Кванториума» изобрели беспилотник для контроля загрязнения воздуха; ученик уфимского лицея разработал мобильное приложение для улучшения качества жизни слепоглухих людей; а подростки из города Ахтубинск Астраханской области запустили полноценную социальную сеть Kenap. Больше подобных примеров – на страницах «Разумного журнала» в рубрике «Талантливые дети».