Новости
вернуться к новостям
Максим Буланов, Организатор детского лагеря в Италии "Vacanze in Toscana"24.06.2014
|
Создание среды .ДЕТИ может стать таким местом, где детей не нужно контролировать.
Проект детского лагеря в Италии «Vacanze in Toscana». Небольшая (до 15 человек) группа детей в возрасте от 8 лет выезжает на две недели отдыхать в итальянскую деревню. В программе, помимо экскурсий на различные агритуризмо и в древние замки, опыт самостоятельного проживания в сельской местности, уроки рисования, занятия итальянским языком, познание природы через искусство и игру, домашний театр, игры на коммуникацию и многое другое. Главное, что в это путешествие дети не берут с собой электронику, а в нашем домике интернет представлен только как способ связаться с родителями.
Я являюсь идеологом и организатором проекта, а в самом путешествии отвечаю за педагогическую составляющую программы и являюсь одним из ведущих для группы.
Глупо было бы отрицать важность интернета в жизни современного человека, а уж ребенка - тем более. Сегодняшние дети - завтрашние взрослые, на которых будет держаться наш цифровой до мозга костей мир. Интернет позволяет ребенку получить доступ к огромнейшей базе человеческого знания - он может получить ответ на любой свой вопрос - причем, в любом виде: в тексте, звуке, образе, в картинке... Ребенок может найти любого нужного ему человека с помощью глобальной сети, или, например, стать ближе к своим кумирам. С другой стороны, чудеса интернет-маркетинга не позволяют ребенку увидеть всю ресурсность интернета для собственного развития. Для многих ребят Сеть остается лишь ярким пятном, которое существует только для того, чтобы веселиться-веселиться-веселиться, а это значительно сужает детский взгляд на мир, делает ребенка несвободным в своем развитии.
На мой взгляд, детский интернет - это как раз пространство, лишенное маркетингового мусора: контекстной рекламы, ярких и зачастую безвкусно сделанных баннеров, которые никуда ведут. Если смотреть на интернет как на место социализации ребенка - нужно проектировать принципиально иную структуру сайтов, ориентированных на детскую аудиторию, чтобы в ней задавались разнообразные сценарии поведения, поле возможностей постоянно расширялось, удивляло ребенка, позволяло ему выбирать свой стиль работы в интернете. В детском интернете даже обыкновенный нетсерфинг должен становиться поводом «продвинуться», приобрести новый навык в искусстве работы с информацией. Детский интернет лишен коммерции. Продавцы, использующие детские желания, чтобы вытягивать деньги из родителей, не вызывают у меня уважения (хоть этот способ и работает безотказно, он очень циничный).
К появлению пространства .ДЕТИ я отношусь с одобрением и интересом. Полагаю, что такая сеть в первую очередь будет востребована молодыми родителями, педагогами, которым интересно использовать интерактивные ресурсы в воспитании, домашних делах. Отдельный домен - это не аналог детского сегмента в Каталоге, скажем, того же Яндекса. Домен . ДЕТИ - это гарантия безопасности контента, гарантия качества сайта, который на нем расположен. Думаю, что команда экспертов, которая будет будет анализировать сайты, размещенные в этой доменой зоне, будет разнородной по составу - туда должны войти как разработчики сайтов, так и педагоги, и родители, и дизайнеры. Создание такой доменной зоны - очень серьезная инициатива, требующая много сил и терпения.
В рунете уже есть множество порталов, которые зарекомендовали себя как прекрасные информационные площадки (letidor, kidsters, 7ya, lecitron и проч.), у них своя аудитория, которая активно участвует в жизни проектов. Помимо инфопорталов, я вижу в домене .ДЕТИ сайты, посвященные детским кумирам, детским играм, онлайн-журналы, развивающие порталы (учебные, про хобби), пространства для общения.
Думаю, я бы пользовался доменом .ДЕТИ, но с оговоркой. Наш проект еще достаточно молод, и его философия исключает работу в интернет-среде, мы учим ребят, наоборот, учиться развлекаться и отдыхать, отстраняясь от гаджетов. Так что наш сайт был бы не для детей, а для родителей, которые хотят узнать больше о программе путешествия или посмотреть отчеты о прошедших путешествиях, оставить свои комментарии и поделиться впечатлениями.
Я пока что не обзавелся своими чадами, но за семь лет работы с детьми насмотрелся разного. Я знаю, что есть абсолютно индифферентные ребята - им бы книжки читать или в футбол гонять. Есть те, кто пользуется сетью как инструментом для образования - читает статьи, смотрит учебные видео, общается на тематических форумах и группах в соц.сетях. Есть и такие, кто всецело поглощен жизнью в сети. Думаю, такое увлечение не стоит ограничивать. Если ребенок "лезет" туда, значит, для чего-то ему это надо. Задача взрослого в этот момент - понаблюдать и понять, каков мотив, в чем причина такой увлеченностью сетью, и только тогда уже предпринимать какие-то контрольные действия.
Я считаю, что контролировать нужно в первую очередь не детей, а среду, в которую эти дети попадают. Я никогда не пойду гулять с учениками или подопечными в места, где мы потенциально можем встретить, например, нетрезвых людей. Я выберу место, посещение которого будет и приятнее, и полезнее для детей. Так же и с сетью. Создание среды .ДЕТИ может стать таким местом, где детей не нужно контролировать.