Кириллический домен верхнего уровня .ДЕТИ
 

Новости

вернуться к новостям

Интервью с командой проекта Монтессори.дети

18.05.2018
Интервью с командой проекта Монтессори.дети

«Выпускники монтессори-школ хорошо подготовлены к реальной жизни, к организации совместных проектов, к ответственному и небезразличному отношению к миру вокруг»

Новая беседа «Разумного журнала» посвящена проекту Монтессори.дети – информационному порталу и сообществу, участники которого привержены совершенно особенной методике воспитания детей. Мы поговорили с командой проекта, чтобы узнать важные подробности о монтессори-педагогике, ее идеологах, формах, применении в российском образовательном процессе>

Наш разговор посвящен проекту Монтессори.Дети, однако без понимания основ читателям наверняка будет трудно понять, его цели и задачи. А потому мой первый вопрос: что есть «монтессори» – человек, методика или явление?

Анна Федосова, автор проекта, монтессори-педагог, психолог (ВГУ): Я бы сказала, Монтессори — это несколько выдающихся людей, метод и явление.

Если говорить о Монтессори как о фамилии, то её следует упомянуть как минимум трижды. Мария Монтессори, по версии ЮНЕСКО, один из четырёх педагогов ХХ века, оказавших определяющее влияние на педагогическое мышление. Она сформулировала базовые идеи философии метода и глубоко проработала методическую базу дошкольного образования от 3 до 6 лет; основала и руководила организациями Опера Монтессори и Международной Ассоциацией Монтессори (АМИ), миссия которых — развитие и распространение монтессори-педагогики.

Сын Марии Монтессори Марио (тот самый, которого она, якобы, бросила) не только был её верным соратником, но, можно сказать, отцом школьной монтессори-педагогики, особенно ступени от 6 до 12 лет. Долгое время он также возглавлял АМИ.

Внучка Ренильда продолжала дело жизни отца и бабушки – её деятельность в качестве тренера, директора обучающего центра, секретаря и президента АМИ по праву можно считать выдающейся. Она много сделала для того, чтобы образование, которое отвечает потребностям и человека, и человечества, стало доступным множеству людей во всём мире.

Хотя этих замечательных единомышленников связывает не только общая фамилия, но и кровное родство, метод, носящий их имя, гораздо больше, чем чьё-то фамильное дело.

Дважды.

Во-первых, уровень системности монтессори-философии настолько высок, что действительно позволяет вычертить единую линию образования от рождения до взрослости, и это делает подход много большим, чем совокупностью педагогических идей членов одной семьи.

Во-вторых, Мария Монтессори была не просто гениальным учёным, но и гениальным организационным стратегом. Она создала структуру, не связанную (а потому не зависящую от) ни с какой образовательной системой никакой отдельно взятой страны, способную к самовоспроизводству и достаточно эффективную как в совершенствовании педагогической области знания, так и в подготовке педагогов, необходимых для успешного применения этих знаний. В обратную сторону связь возможна: монтессори-педагогов готовят и в рамках государственных образовательных систем многих стран. Но какие бы политические, экономические, социальные пертурбации не происходили в одной из них, во всех из них, развитию и существованию монтессори-педагогики это никак не угрожает. Хороший пример как раз Россия, в которой больше полувека метод Монтессори был негласно занесён в «лишние» со всеми вытекающими из этого последствиями. Когда постепенно вытеснение альтернатив традиционному подходу в образовании ослабло, относительно быстро начали появляться и компетентные педагоги, грамотно выстраивающие образовательные ступени в соответствии с логикой метода.

В то же время за сто лет произошла децентрализация, и внутри Монтессори-сообщества есть живой диалог, в частности, между более консервативной АМИ и национальными системами подготовки и поддержки педагогов, среди которых американская крупнейшая, но далеко не единственная.

Представляет ли интерес так называемая русская монтессори-педагогическая мысль?

Анна Федосова: Достаточно большой. В период восстановления в России, на фоне нехватки подготовленных учителей, какое-то время предпринимались попытки реконструировать монтессори-педагогику по доступным фрагментам. Результат этих усилий любопытен и не всегда хуже тех наработок, которые накоплены в мире. Иногда попытка изобрести велосипед приводит к нахождению решений, до этого велосипедостроению не известных, хотя в целом гораздо полезнее сокращать путь возможных проб и ошибок, не изобретая заново уже известного. К счастью, такая возможность есть и в России, и в любой другой стране благодаря тому, что монтессори-метод вне государственных границ.

Возвращаясь к первому вопросу. Собственно, общечеловеческий масштаб Монтессори и делает систему явлением. Особенно важно это для психолого-педагогического знания. Если в естественнонаучных областях хорошая (в научном смысле этого слова) теория до некоторой степени способна говорить сама за себя, то в педагогике, где человек является ключевым элементом воплощения в жизнь, стабильная подготовка квалифицированных педагогов — фактически неотъемлемая часть не только практики, но и фундаментального знания.

Поясните, пожалуйста, на простом примере, эффективность педагогики монтессори…

Анна Федосова: Я бы взяла совсем частный пример – щедрость. Многих родителей волнует, когда их дети научатся делиться, и научатся ли. Для этого нередко детей заставляют делиться, «играть вместе», отдавать общую (а иногда и свою) игрушку другому через некоторое время, вне зависимости от того, наигрался ли ты сам.

Монтессори-педагогика позволяет сформулировать тактику поведения взрослого, которая с житейской точки зрения неочевидна. Из уважения к личности следует, что каждый человек имеет право распоряжаться личными вещами по своему усмотрению. У маленького человека и количество личного имущества крошечное, но если иметь уважение к владельцу погремушки, он учится уважать собственность других. Для ребёнка, который ещё не может охранять и сохранять сосредоточенность на выбранном занятии, важно доводить начатое до логического конца так же сильно (если не больше), как и для взрослого, который (теоретически, если имел возможность научиться в детстве) умеет сохранять и охранять погружённость в процесс сам.

В пределах занятия в монтессори-классе материал переходит к другому только тогда, когда тот, кто с ним работает, закончил. Совместная работа и даже помощь возможна только с разрешения того, кто сейчас взял ту или иную презентацию, либо по предварительной договорённости о групповой работе. Если применить эту тактику, то дети не останавливаются на обособленной работе каждый со своим материалом. Напротив, убедившись в неприкосновенности личного пространства, они открывают для себя прелести щедрости и совместной игры. Тот, кто видел малышей в монтессори-классе, мог убедиться, что они начинают сотрудничать и заботиться друг о друге тогда, когда другие дети ещё швыряют друг в друга песком, вырывая совки и формочки друг у друга.

То есть в большей степени монтессори – это про воспитание, а не образование? Или нельзя противопоставлять эти два понятия, как Вы считаете?

Анна Федосова: В педагогической науке есть классический основной вопрос о соотношении воспитания и обучения. Имеет место такое понимание, при котором считается, что образование — это воспитание и обучение. В нашем законе об образовании, например, между этими понятиями стоит союз «и». Но можно смотреть на вещи так, что чему бы ни училась личность, она при этом видоизменяет сама себя, поэтому любое обучение — частный случай воспитания.

Монтессори-педагогика во главу угла ставит именно создание для ребёнка возможности стать человеком своего места и времени, то есть развитие личности в контексте той культуры, которую человек застаёт в момент своего рождения. Обучение — это, скорее, одно из средств адаптации ребёнка к культуре.

Цель монтессори-педагога создать такие условия для ребёнка, в которых он постепенно не только открывает для себя культуру в самом широком понимании этого слова, но и изобретает её. И главный результат такого образования не в накоплении знаний, а в выработке в себе качеств, необходимых для того, чтобы приобщить себя к человечеству и вносить свой вклад в его развитие.

Выпускники монтессори-школ хорошо подготовлены не к поступлению в вуз (хотя чаще всего они в него всё-таки поступают), а к реальной жизни, к организации совместных с другими проектов, к ответственному и небезразличному отношению к миру вокруг.

Описывая педагогику монтессори, зачастую делают ударение на слове система – система воспитания. Как вы считаете, почему важна системность воспитания?

Анна Федосова: Я одна из тех, кто считает системность ключевым достоинством монтессори. Для меня важен целостный подход к пониманию воспитания человека, основанный на научных данных о его природе. Монтессори позволяет формулировать решение любой конкретной педагогической задачи, не зависимо от уровня её обобщённости. К примеру, в равной степени выводимо из метода и то, как должно быть организовано образование подростка, и то, как поступить с вот этим конкретным подростком здесь и сейчас.

Для педагогики системность такого уровня долгое время была не характерна вовсе, и достаточно редка до сих пор. Кто бы ни открыл законы развития, они работают для всех людей, были справедливы до того, как их сформулировали, и продолжают после.

Я вижу хорошую согласованность монтессори с данными смежных наук, вижу деятельных, успешных, полных достоинства детей в монтессори-классах. И претензия метода монтессори на статус научной педагогики представляется мне вполне обоснованной.

Для меня очевидно, что системность важна сама по себе. Посудите сами, неплохо, если вы методом проб и ошибок приладились что-то делать с какой-то результативностью. Отлично если вы всерьёз понимаете суть, и действуете на основе понимания. Образно говоря, наука — это всегда история про то, как вместо рыбы заполучить удочку.

В одной из сетевых энциклопедий я прочитала, что наиболее распространенный «возраст» воспитания по методу монтессори – 3-6 лет. Однако ведь существуют и монтессори-школы…

Анна Федосова: Метод монтессори — целостная парадигма образования, в корне отличающаяся от традиционного подхода. В силу первого существуют образовательные ступени для всех возрастных этапов взросления.

Всё начинается, разумеется, с семьи. Родители — это дверь в мир людей для ребёнка, и от их компетентности многое зависит. Как любят повторять монтессори-педагоги: «Любви недостаточно, нужны знания». Есть специализация — ассистенты детства, — ориентированная в том числе и на помощь родителям в том, чтобы использовать знания научной педагогики с рождения. Важность раннего возраста громадна, и замечательно, что это уже всё меньший секрет для большинства людей, что понимание ответственности растёт.

Монтессори-классы для детей до года существуют, но в значительной степени они в помощь родителям в том случае, когда по какой-то причине нет возможности обустроить дома достаточно подходящую потребностям возраста обстановку, например, из-за ограниченного пространства, работающих родителей малыша, и т. п.

Монтессори-класс ребёнок может начать посещать с года–полутора, далее есть классы для детей от 3 до 6 лет и школьное образование с 6 до 12 и для подростков с 12 до 18. Все эти ступени объединены логикой монтессори-метода и реализованы по-разному в соответствии с потребностями развития человека на том или ином возрастном этапе. Подробнее об этом можно прочитать в статье «С какого возраста возможно обучать ребёнка по системе Монтессори».

В чем же главное отличие монтессори-педагогики от «классической»? И насколько занятия, уроки в учебных заведениях, работающих по методу монтессори могут быть интереснее и… полезнее для ребенка?

Анна Федосова: В чём отличие монтессори-педагогики от традиционной — отдельная тема разговора. Краткий ответ — всем. Как бы претенциозно это не звучало. Скажем так, это не отличие ради отличия, а просто закономерное следствие из теоретического обоснования метода. Я делала развёрнутое сравнение традиционной и монессори-педагогики для проекта Монтессори.Дети.

Детям интересно в монтессори-классе потому, что каждая образовательная ступень отвечает потребностям возраста. На словах к этому стремится и традиционная модель. Но беда этого подхода в том, что там взрослый решает, что он хочет «дать» детям, и старается считаться с их возрастными особенностями, чтобы они не очень сильно отказывались «есть, что дают».

Монтессори-педагогика не подгоняет решение под готовый ответ «надо научить тому-то и тому-то в таком-то возрасте». Наоборот, она задаёт вопрос: чему может научиться ребёнок в этом возрасте? Как помочь научиться так рано, как только возможно? Если традиционная педагогика — ответ на запрос взрослого, то монтессори — в некотором смысле ответ на запрос ребёнка. У него нет знания о том, чего попросить, но есть потребность развить в себе человека. И когда мы даём ему возможность реализовать себя в этом, это приносит и пользу, и радость всем вовлечённым в процесс.

Можно ли применять монтессори-методику для детей с особенностями развития?

Анна Федосова: Да, монтессори-педагогику можно применять для особенных детей. В зависимости от того, в чём именно состоят особенности, какие есть ограничения и проблемы, ребёнку подойдёт обычный монтессори-класс или специализированный. Например, для детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью) идеально подходит формат монтессори-класса.

Вообще, монтессори-класс обладает громадным потенциалом индивидуального подхода к каждому ребёнку, поэтому и возможность инклюзии в таких классах гораздо шире.

В некоторых случаях серьёзных интеллектуальных ограничений не приходится ждать самостоятельного открытия ребёнком новых знаний, и тогда более эффективны специально разработанные материалы и модель участия взрослого в работе ребёнка иная, чем обычно. Есть множество других ситуаций, когда требуется коррекционная монтессори-педагогика. В России она пока что распространена меньше, чем в мире, но, думаю, вопрос времени, что такая практика тоже получит своё развитие.

Кстати, в открывающем ваш сайт материале я встретила понятие монтессори-дети – звучит как «вундеркинд» или даже «супермен» – ребенок, обладающий какими-то особенными качествами. Но правильно ли так рассуждать?

Дарья Поплавкова, контент-менеджер Монтессори.Дети: Называть монтессори-детей вундеркиндами не совсем верно (или даже совсем не верно). Когда мы слышим слово «вундеркинд», появляются ассоциации практически со сверхспособностями, полученными непосильным трудом, зачастую обусловленными не столько желанием и интересом самого ребёнка, сколько родительскими ожиданиями и контролем.

Когда мы говорим, что ребёнка воспитывают по методу монтессори, мы подразумеваем, что соответствующая среда и отношение к малышу поддерживаются и в детском саду или школе, и дома — родителями. А значит родители вовсе не настроены записывать его во все известные кружки и секции, не нагружают его «развивающими занятиями» да и вообще не увлекаются популярным сегодня ранним развитием. А значит, монтессори-ребёнок — в первую очередь просто ребёнок.

Если среда и подход к воспитанию в целом действительно соответствуют монтессори-методу, то ребёнок развивается гармонично, в собственном темпе и по своему уникальному пути. Если и можно назвать какие-либо особенные качества монтессори-детей, то это в первую очередь способность делать самостоятельный выбор и, главное, быть за него ответственным.

Есть ли в России монтессори-центры, какие регионы вливаются в это «движение» охотнее и, как вы думаете, почему?

Юлия Новикова, куратор проекта Монтессори.дети: В разных регионах России есть множество монтессори-школ. Конечно, лидеры по количеству таких центров — Москва и Санкт-Петербург. В самых крупных городах страны родители могут выбирать центр среди большого количества конкурентов в разных районах города.

Общаясь с основателем сети частных детских садов разной направленности (не только Монтессори) Санкт-Петербурга, нам удалось узнать, что среди родителей растет год от года спрос именно на эту систему воспитания.

Также известны и популярны монтессори-центры на Урале и в Сибири. Мы связываем этот факт с тем, что именно в этих регионах живут активисты монтессори-движения в России. В таких городах, как Омск, Екатеринбург, Новосибирск, Пермь. В Сибири уже более 20 лет действуют монтессори-группы в муниципальных детских садах. В центральной части России и на Дальнем Востоке тоже можно встретить центры, но их на данный момент меньше.

В нашу редакцию часто пишут родители с вопросом о том, как лучше выбрать монтессори-центр, или с просьбой дать контакты центра в определенном регионе. Мы, конечно, помогаем нашим читателям и одновременно хотим поддержать развитие монтессори-педагогики на территории нашей страны. В результате мы решили собрать каталог российских монтессори-центров. В данный момент мы трудимся над сбором полной информации о школах. Уже в начале июня наши читатели смогут увидеть большую карту школ с контактами, фотографиями, информацией о наличии сертификатов и стандартов монтессори-центров. Каждый родитель сможет получить актуальную и релевантную информацию по своему региону.

Одна из таких школ – Международный монтессори-центр «Отрада», открытый в Москве – и стал учредителем ресурса монтессори.дети, верно? Расскажите, пожалуйста, немного о центре: какие дети в нем воспитываются, как туда попасть и его интересные особенности?

Екатерина Аркадова, сотрудник Международного монтессори-центра «Отрада»: Да, проект Монтессори.Дети создан при поддержке ММЦ «Отрада». Это детский сад и школа для детей от 3 месяцев до 12 лет.

Одна из первых особенностей центра, о которой хочется рассказать, — он очень красивый (панорамные окна, дерево, натуральный камень, дизайнерская мебель и освещение). Дети с самого раннего возраста впитывают здесь красоту и понятие о гармоничном пространства. При этом очень важно, что «Отрада» была построена в тесном партнерстве архитекторов, дизайнеров и монтессори-педагогов. Изысканные интерьеры сочетаются здесь с практичностью монтессори-среды. Все в классах сделано для детей: маленькие (а для малышей до года совсем крошечные) стулья, столы, туалеты, раковины, кухни, кресла и даже входные двери – все это очень похоже на взрослую мебель. Это не игрушки, а настоящие предметы взрослой жизни, уменьшенные под рост ребенка, чтобы он легко мог пользоваться ими. Когда родители приходят на экскурсию в классы «Отрады», у них создается ощущение, что они, как Алиса, стали очень большими, а привычный мир вокруг уменьшился.

Продуманная развивающая среда центра помогает каждому ребенку в собственном темпе учиться и познавать мир.

Вторая особенность центра – близость к природе. Центр построен в лесу, на территории конно-спортивного комплекса. Дети гуляют на экологической площадке, окруженной деревьями, слушают пение птиц, видят прогуливающихся лошадей, наблюдают за природой. А 6-метровые панорамные окна во всю стену уменьшают границу между классом и природой. Классы наполнены естественным светом, дети наблюдают за природой, корректируют свои биоритмы. Летом, когда тепло, панорамные окна раздвигаются, и барьер между классом и природой стирается совсем.

И, конечно, одна из ключевых составляющих волшебной атмосферы монтессори-центра в Отраде – команда педагогов. Это не просто профессионалы (квалификация каждого педагога подтверждена дипломом Монтессори международного уровня), но энтузиасты своего дела. Здесь любят детей, искренне верят в них, стараются понять и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь ему раскрыть свои таланты, научиться быть самостоятельной, гармоничной и волевой личностью. Педагоги центра постоянно учатся сами, делятся знаниями друг с другом и с родителями. Чтобы в партнерстве работать над развитием каждого конкретного ребенка.

Если посмотреть на детей, которые воспитываются в монтессори-центре, можно заметить, что даже самые маленькие из них очень спокойны, уверены в себе, открыты к контакту с другими детьми, со взрослыми, с окружающим миром. Они радуются познанию, ищут новых открытий, не боятся совершать ошибки, умеют сосредоточенно работать самостоятельно и в группе.

Экскурсия в монтессори-центр «Отрада» обычно производит сильное впечатление на родителей, меняет мировоззрение, открывает новые горизонты и энергию для развития. Записаться на экскурсию или открытый семинар для родителей можно на сайте ММЦ.

Наконец перейдем к вопросам о вашем проекте – Монтессори.дети. Когда он был создан, кто его идеолог и авторы? Миша Михайленко, основатель: Давайте считать днем рождения проекта день, когда вышел первый пост в группе Монтессори.Дети во «ВКонтакте» — 2 февраля 2015 года. Это был пост-представление: мы немного рассказали читателям о Марии Монтессори и её системе, объяснили кто мы и зачем мы здесь.

О методе я узнал из книг. А потом мне невероятно повезло: когда старшему сыну исполнился год, через дорогу от моего дома открылась Montessori School of Moscow. Как потом оказалось, одна из лучших российских школ по методике монтессори. Когда сыну исполнился год и три месяца, я отвел его в эту школу, и вместе с ним стал вовлекаться в метод. Такие принципы монтессори, как свобода и уважение к ребенку, оказались мне близки, а последовательная реализация этих принципов в школе наполнила энергией поддерживать тот же контекст дома.

Монтессори.Дети появился из личных опыта и боли. Когда родился первый ребёнок, я не знал, как мне с ним быть: что делать, какие цели ставить. Разбирался в значимых вопросах и понял: такой проект принесёт пользу родителям, которые оказались в моей ситуации. То есть всем мамам и папам, которые хотят быть в прямых и добрых отношениях с детьми, признают детскую гениальность, стараются создать наилучшие стартовые условия.

Часто вспоминаю свою бабушку. Она тоже Мария, тоже учительница, и тоже преподавала детям с ментальными особенностями. И в том, какой она была со мной маленьким, магически много похожего на то, что я узнаю о методе и принципах монтессори-педагогики.

Идеолог проекта, конечно, — сама Мария Монтессори. Авторы проекта — монтессори-педагоги, психологи, родители. Люди, которые любят детей, уважают их и хотят, чтобы те выросли счастливыми взрослыми.

Какие у проекта сиюминутные задачи и сверхцель?

Анжелика Черниго, главный редактор: Монтессори.Дети не просто популяризаторский проект. Нам важно не только, чтобы о методе монтессори узнало как можно больше людей. Мы хотим, чтобы как можно больше родителей приняли эту систему и начали воспитывать своих детей по Монтессори. В этом и есть сверхцель проекта, его миссия — дать родителям практически применимые монтессори-инструменты (знания, умения, кейсы), чтобы растить счастливых детей. Если сказать просто: мы хотим, чтобы родители прочитали в статье, что делать, пошли и сделали.

Часто взрослые думают, что Монтессори дома — это сложно и дорого. Мы доказываем, что это не так. Для многих взрослых становится открытием, что детям интереснее готовить и стирать, а не играть игрушками, какими бы навороченными и яркими они ни были.

Из нашей сверхцели и появляются сиюминутные задачи: подготовить полезную статью или видео, ответить на вопросы читателей, помочь им найти нужную информацию. Один из принципов монтессори: «Следуйте за ребёнком». И мы стараемся следовать за читателями: угадывать их интерес, подбадривать, иногда просто выслушивать.

Расскажите немного о рубриках ресурса: какую информацию из них могут получить родители, заинтересовавшиеся методикой монтессори?

Анжелика Черниго, главный редактор: Когда проект появился, мы думали, что будем писать только о Монтессори. Но оказалось, что наших родителей беспокоят и другие вопросы, например, здоровье. Со временем тематика расширилась: теперь мы рассказываем не только о методе, но и о воспитании детей вообще, придерживаясь правила «не противоречить принципам монтессори».

Из-за расширения тематики у нас недавно изменился рубрикатор. Теперь на сайте есть несколько больших разделов: «О методе монтессори», «Монтессори дома», «Практика воспитания», «Альтернативное образование» и «Отвечаем на вопросы».

В разделе «О методе монтессори» мы делимся философией метода, рассказываем об истории этой педагогики, о самой Марии Монтессори. Развенчиваем мифы, которых о Монтессори немало.

Думаю, рубрика «Монтессори дома» — одна из любимейших у наших читателей. Она наполнена практическими материалами, как организовать дома монтессори-среду, какие занятия предложить детям. Здесь можно найти дидактические материалы для скачивания: например, игру «60 вопросов» или карточки по теме «Природа Африки».

В «Практику воспитания» попадают статьи о здоровье, школе, кружках и секциях, психологии. Например, в этом разделе можно найти статью об эмоциональном выгорании родителей.

В мире много разных альтернативных подходов к воспитанию. Мы для себя выбрали монтессори, но это не значит, что не можем рассказывать и о других тоже. В рубрику «Альтернативное образование» попадают статьи о других подходах к воспитанию, например, о Вальдорфской системе, о Реджио Эмилия.

В рубрике «Отвечаем на вопросы» монтессори-педагоги и психологи дают советы нашим читателям. Все вопросы настоящие, мы никогда их не придумывали.

Чтобы попасть на сайт вашего проекта, можно набрать адрес монтессори.дети, зарегистрированный в новом кириллическом домене. Почему вы решили открыть проект в нашей доменной зоне, чем он интересен потенциальным участникам вашего проекта или удобен для пользователей?

Миша Михайленко, основатель: Мы подумали, что для проекта о воспитании детей по методике монтессори название «Монтессори.дети» — говорящее и легко запоминающееся. Про говорящее уверены, а про запоминающееся после вашего вопроса удостоверимся: спросим у наших читателей, спасибо за идею!

И еще один вопрос от лица родительской общественности: если нет возможности отправить ребенка в монтессори-сад\школу, как устроить монтессори-среду в домашних условиях?

Анжелика Черниго, главный редактор: Ответу на этот вопрос посвящена целая рубрика на сайте нашего проекта. Важно подготовить домашнее пространство для ребенка так, чтобы ему было удобно и комфортно в нем, чтобы он чувствовал себя дома хозяином, а не лилипутом, который случайно попал в страну великанов. Для этого нужно, чтобы в каждой комнате у малыша были вещи, которые бы соответствовали его росту или до которых он мог бы с лёгкостью дотянуться. Низкие полочки, соразмерные стол и стул, собственный комплект посуды (тарелка-ложка-кружка), который хранится в доступном для ребенка месте — предметы, которые помогут детям почувствовать себя уверенно и независимо.

Необходимо привлекать детей к домашним делам, чтобы они вместе с вами готовили, убирали, мыли посуду. Например, привлекать малыша к готовке можно, когда он научится сидеть. Годовалый ребенок способен почистить кусочки банана от кожуры или сложить грязную одежду в стиральную машину.

Нужно давать даже самым маленьким детям выбор. Но он не должен быть огромным. Даже взрослые теряются, когда встают перед выбором, например, из 10 футболок. Позвольте малышу выбрать из двух комплектов одежды, что надеть, предложите выбор в еде: «Ты будешь пюре или макароны?», выбор в занятиях: «Хочешь почитать или пойдем погуляем?»

Согласитесь, перечисленные действия не кажутся сложными или затратными, но они волшебно влияют на наших детей. Дети не только осваивают навыки самообслуживания, они становятся уверенными в себе, независимыми и самостоятельными.

Это и есть Монтессори.

Беседовала: Виктория Бунчук