Новости
вернуться к новостям
Педагогика на коленке и дистанционно24.02.2014
|
Образование на дому наиболее популярно в США, Канаде и Великобритании. В Соединенных Штатах на этой форме обучения находятся около трех процентов школьников или более полутора миллионов человек. Численность российских детей, проходящих обучение на дому, оценивается в 65-70 тысяч. Причины, по которым родители в разных странах прибегают к домашней форме обучения, так же различны, как и отношение к нему государства. При этом, например, в Швеции и Германии такая практика запрещена законодательно.
В числе тех, кто обучался дома, один из самых известных ныне австралийцев — Джулиан Ассанж. Мать основателя WikiLeaks не хотела, чтобы ее ребенка сломала школьная система. Поэтому Ассанж посещал учебные заведения лишь время от времени. Правда, даже если бы он хотел учиться вне дома, ему бы это было крайне тяжело. По некоторым данным, мать с ребенком до того, как ему исполнилось 14 лет, переезжала с места на место 37 раз.
Когда в 1986 году в Советском Союзе Игорь Чапковский забрал своего сына из школы, его с супругой могли лишить родительских прав. В СССР посещение учебных заведений для здоровых детей было обязательным. Однако в стране уже началась «перестройка», и власти не стали предпринимать никаких репрессий. Чапковским удалось самостоятельно дать среднее образование сыну и младшей дочери, а затем они стали инициаторами движения за домашнее обучение в России, основав проект «Семейное образование».
В советское время таких диссидентов, как Чапковский, были единицы, однако сейчас число родителей, занимающихся обучением своих детей, в России значительно больше. Сколько, сказать сложно. По самым смелым оценкам, домашнее образование получают до 100 тысяч детей.
Председатель организации «За права семьи» Павел Парфентьев рассказал, что после вступления в силу нового закона «Об образовании в РФ» вне школы можно проходить обучение в двух формах: семейного образования или самообразования. Последнее доступно только в 10-11 классах. Кроме того, некоторые школы предлагают еще и дистанционное обучение, однако пока, по словам Парфентьева, таких немного.
Дети, родители которых выбрали внешкольную форму обучения, должны проходить ежегодные аттестации в каком-либо учебном заведении, куда они зачисляются в качестве экстернов. Однако, по словам Парфентьева, поскольку порядок и периодичность промежуточных проверок не определены и остаются на усмотрение администраций школ, «здесь есть возможность для произвола». Например, некоторые учебные заведения «требуют от «домашних» учеников проходить три-четыре аттестации в год».
К диаметрально противоположным выводам приходят эксперты в вопросе о том, что ожидает домашнее обучение в будущем — победный марш или тихое увядание.
Чапковский предположил, что распространение идей «хоумскулинга» во всем мире связано с кризисом классно-урочной системы. По его мнению, школьная форма обучения возникла в конце XIX века как ответ на потребность экономики в квалифицированных рабочих. К середине XX века задачи распространения всеобщей грамотности были в основном решены и, по словам Чапковского, стали проявляться «неустранимые пороки этой системы». Одним из главных недостатков стало отсутствие индивидуального подхода. Семейное образование, которое начало широко распространяться в 1980-х годах, было, по мнению эксперта, попыткой исправить ситуацию.
Сторонники домашнего обучения уверены, что за этой формой образования будущее. Они убеждены, что домашнее обучение подходит почти всем ответственным родителям и детям, хотя и никогда не станет доминирующей формой образования.
Комков из Всероссийского фонда смотрит на ситуацию иначе. Он полагает, что в мире господствует «достаточно осторожное» отношение к семейному образованию. Рост популярности «хоумскулинга» в мире Комков объясняет своеобразной модой и тем, что «школьная система начала деградировать». Причем процесс этот возник очень давно и его плоды стали очевидны родителям.
Одним из самых ярких критиков американской системы образования является основатель компании Microsoft Билл Гейтс. Американский филантроп, вкладывающий миллиарды долларов в местные школы, неоднократно утверждал, что стране, где декларируются равные возможности для всех граждан, не удалось обеспечить одинаковый уровень качества образования для бедных и богатых. «Если вы пойдете учиться в одну из этих рядовых школ, ваш шанс поступить в колледж меньше, чем шанс попасть в тюрьму», — считает Гейтс.
Социализация детей при домашнем обучении достигается за счет посещения ими различных кружков и секций, а также некоторых занятий в школах. Кроме того, родители объединяются и нанимают профессиональных учителей для своих детей, создавая некое подобие частных учебных заведений. В последнее время эксперты много говорят о дистанционном обучении — обучении через интернет.
В публикации использованы материалы Lenta.ru